Как новый закон об использовании электронных больничных листов отразится на застрахованных

С 1 июля 2017 года в России электронные листы временной нетрудоспособности примут такую же юридическую силу, как и бумажные. Электронная система выдачи больничных листов ранее была успешно протестирована в некоторых регионах страны, и ее использование не вызвало особых затруднений ни у медицинских работников, ни у пациентов, ни у работодателей. Какие изменения внесет новый закон в процесс начисления страховых выплат для застрахованных по полисам ДМС? Узнайте ответ в нашей статье.

Причины внедрения нового закона

Использование электронных больничных листов уже многие годы практикуется в других странах, существенно уменьшая бумажный документооборот, а значит, и очереди в медицинских учреждениях. Кроме этих очевидных преимуществ использования новой системы Фонд социального страхования РФ сможет использовать упорядоченную базу данных о заболеваниях, перенесенных застрахованными лицами, и анализировать эту информацию для принятия решений в сфере здравоохранения. Помимо этого, новая система позволит снизить уровень мошенничества. Так, как работодатель, так и сотрудники Фонда могут проследить за соблюдением режима лечения, согласно которому работник не должен выходить на работу при открытом «больничном», иначе он получит и заработную плату, и пособие. 

Также, по словам М.Б. Сальниковой, руководителя Департамента страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС РФ, в будущем возможна интеграция электронной системы обработки больничных листов с программным обеспечением пограничных служб. Благодаря этому можно будет отследить нарушения режима, когда пациент оформляет «больничный» и вместо лечения отправляется на отдых за границу. Разумеется, выезд на лечение за рубеж не является нарушением, однако подтвердить это будет необходимо документально.

Использование новой системы

По мнению авторов утвержденного законопроекта, подделать такие документы или потерять их станет практически невозможно. Каждый электронный документ будет оформлен особой электронной подписью врача и медицинского учреждения. Для доступа к личному кабинету нанимателю достаточно логина и пароля, которые можно без труда получить по регистрационному номеру компании. Сотрудники организаций получат доступ к системе по номеру лицевого счета.

В своем личном кабинете на сайте Фонда работодатель будет иметь доступ к информации о закрытых и открытых листах нетрудоспособности, а значит, сможет узнать, кто из сотрудников болеет, где он проходит амбулаторное или стационарное лечение и когда должен выйти на работу.

К сожалению, несмотря на плюсы электронных документов, их использование возможно далеко не по всей территории России. Есть медицинские организации без доступа к сети Интернет и необходимого оборудования, где переход к новой системе пока не осуществим.